?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фронтовые дороги.

От грамотного использования автомобильного транспорта во время ведения боевых действий, зависит очень многое. Это и грамотная работа тыла, и мобильность войск, и быстрое и четкое управление войсками, и эвакуация и т.д. и т.п. А как обстояло дело с использованием автотранспорта и вообще, в работе тыла, в соединениях и частях РККА в самом начале войны, летом и осенью 1941 года? На этот счет есть несколько документов. Судя по ним стоит отметить, что в этом вопросе был сущий бардак.

ДИРЕКТИВА КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ ЗАПАДНОГО ФРОНТА ВОЕННЫМ СОВЕТАМ АРМИЙ, НАЧАЛЬНИКУ ВОЙСКОВОГО ТЫЛА, ВОЕННОМУ СОВЕТУ ЗАП[АДНОГО] ВО
№ 043 от 9 июля 1941 г.
Работа армейского тыла продолжает оставаться неудовлетворительной. Планового снабжения нет. Станции снабжения не управляются, связи с армиями нет. Распорядительные станции армии не связаны с армиями и работают без системы. Учета обеспеченности войск в армиях нет и мер к ее выяснению не принимается. Войска снабжаются без учета их обеспеченности. Автотранспорт используется расточительно, хищнически. Сотни машин болтается бесцельно по тылам армии. В то же время ведется "захват" машин всякими начальниками. Пути подвоза не организованы. Эвакуация раненых происходит без системы, от случая к случаю. Эвакуация имущества проводится без учета потребности войск. Сегодня эвакуируют, завтра везут обратно.
Пора Военным Советам взяться за наведение порядка в армейском тылу.
ПЕРВОЕ — Организовать связь штарма с PC (прим.- распорядительная станция) и станциями снабжения и управление ими. Выслать на каждую станцию снабжения ответственного командира для приведения их в порядок.
ВТОРОЕ — Принять меры через местные партийные, советские органы и изыскать бензоемкости (цистерны, бочки, контейнера) для головных складов горючего.
ТРЕТЬЕ — В течение 48 часов провести полный учет людей и материальной обеспеченности войсковых соединений и частей входящих в армию. Для наведения учета, выслать в дивизию делегатов довольствующих отделов армии. К утру 12.7. нарочным выслать в штаб фронта данные по численному составу и материальной обеспеченности всех видов снабжения. Впредь присылать аккуратно сводки обеспеченности всех видов снабжения.
ЧЕТВЕРТОЕ — Решительно отобрать от частей излишествующие автомашины, против штата военного времени и использовать их для укомплектования автобатов дивизий и армейских. Создать в каждой армии из разрозненных автоколонн организованные автобатальоны или роты.
ПЯТОЕ — Прекратить самовольные захваты автотранспорта в частях и армии. Все машины закрепить за частями, коим они положены.
ШЕСТОЕ — Проверить эвакуационные планы армий, обеспечив на складах запасы для текущего снабжения войск.
СЕДЬМОЕ — Организовать систематическую эвакуацию раненых в армейском звене до госпитальной базы армии.
ВОСЬМОЕ — Организовать связь с распределительными станциями и взять на себя управление подвозом на армейском железнодорожном участке.
ДЕВЯТОЕ — Довести запасы огнеприпасов, горючего и продфуража в войсках до положенных норм, на станциях снабжения до 1 бк [боеприпасов], 2 заправки [горючего] и 3—4 сутодачи продфуража. Привести в порядок расход этого имущества, обеспечив выдачу только по нарядам и законным требованиям командира части.
ДЕСЯТОЕ — Прибывающие дивизии и части обязать представлять немедленно данные о боевом составе и обеспеченности всеми видами вооружения.
ОДИННАДЦАТОЕ — Обязать начальников родов войск и служб армии представлять сведения об обеспеченности точно в установленные сроки.
ДВЕНАДЦАТОЕ — Обеспечить противовоздушную оборону станций снабжения хотя бы станковыми пулеметами. Директиву ввести в действие по телеграфу. О принятых мерах и исполнении донести к 15.7.41 г.
Командующий западным фронтом
маршал Советского Союза ТИМОШЕНКО
Член военного совета
армейский комиссар I ранга Л. МЕХЛИС
Заместитель нач.штаба зап. фронта полковник ВИНОГРАДОВ

ЦАМО РФ, ф. 208, оп. 224922, д. 1, л. 53,54.

Это Западный фронт, самое начало войны.
Дело дошло даже до того, что Народному комиссару обороны СССР, т.е. лично товарищу И.В. Сталину пришлось вмешаться в этот вопрос и издать соответствующий приказ:

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР О НЕПРАВИЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И СБЕРЕЖЕНИИ АВТОТРАКТОРНОГО ПАРКА КРАСНОЙ АРМИИ
№ 0260 от 1 августа 1941 г.
Проверкой в войсках установлено:
1) За короткое время войны большое количество автомашин и тракторов брошено на дорогах и приведено в негодность.
2) Учет машин в войсках не ведется и никто в штабах армий и фронтов не знает, сколько имеется машин в армии, фронте и какое их техническое состояние.
3) Заявки на потребность машин и тракторов даются произвольно, без учета, что положено по штату и что имеется налицо.
4) Виновные лица, бросившие машины, тракторы и небрежно относящиеся к сбережению материальной части, к ответственности не привлекаются.
5) Машины эксплуатируются неправильно. Отправляемые машины с тыла на фронт идут незагруженными, в то время, как с фронта в тыл машины посылаются за грузами.
6) Ремонт машин организован плохо, многие машины выходят из строя и оставляются как неисправные, в то время как они требуют незначительного ремонта, но своевременно не ремонтируются, никем не охраняются и приводятся в полную негодность путем снятия с них деталей и агрегатов.
7) Порядка на дорогах нет, так как служба регулирования и контроль отсутствуют, водители не выполняют правил движения, отчего на дорогах происходит много поломок машин, аварий и катастроф.
8) Много машин посылается на большие расстояния распоряжением командира взвода, роты для мероприятий, ничего общего с нуждами фронта не имеющими.
Такое варварское, преступное отношение к автотракторному парку недопустимо. Приказываю военным советам фронтов, округов и армий:
I. Устранить отмеченные недочеты.
II. Учесть все машины, тракторы, прицепы и мотоциклы к 10 августа 1941 года.
III. Каждую машину, трактор, прицеп и мотоцикл передать водителю по акту, под его личную расписку с указанием марки машины, номера машины и мотора, чем укомплектована машина и ее состояние. В акте указать, что водитель машины не имеет права оставить машину ни при каком случае, без передачи ее, только по приказанию начальника, другому водителю или в ремонт.
IV. Каждому водителю выдать на руки справку, что машина учтена, без такой справки машины с 10 августа 1941 года отбирать.
V. За аварии, катастрофы и оставление машин по вине водителей, привлекать таковых к судебной ответственности, как за оставление и порчу оружия.
VI. Все машины, идущие с тыла на фронт и с фронта в тыл, должны быть загружены, а идущие машины без груза должны иметь справку от начальника АБТВ армии или штаба округа, что проезд без груза разрешен.
VII. Организовать распоряжением военных советов фронтов службу регулирования, ремонтные пункты и контроль на главных направлениях.
VIII. Убрать все машины с дорог и отправить в ремонт.
IX. Разбитые машины на фронте исключать по актам, подписанным командиром и комиссаром дивизии и утвержденным начальником АБТВ армии.
X. Начальнику Главного автобронетанкового управления Красной Армии про¬верить выполнение в срок настоящего приказа и в дальнейшем, без донесения о потерях, машины на пополнение убыли не выдавать.
XI. Донесения о наличии автотракторного парка присылать начальнику Главного автобронетанкового управления Красной Армии 10, 20 и 30 числа каждого месяца.
Народный комиссар обороны Союза ССР И. СТАЛИН

ЦАМО РФ, ф. 2, оп. 795437, д. 5, л. 549.

Ну и в заключении приказ заместителя НКО-начальника ГАБТУ, который показывает отношение различных воинских начальников к сбережению автомобильной техники, поступившей по мобилизации. То есть, это та техника, которая поступила из народного хозяйства страны, для доукомплектования соединений и частей.

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР О ПРИВЕДЕНИИ В ИСПРАВНОЕ СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМАШИН И ТРАКТОРОВ, ПОСТУПИВШИХ ПО МОБИЛИЗАЦИИ ИЗ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
№ 0344 6 сентября 1941 г.
На приемо-сдаточных пунктах военкоматов находится большое количество машин и тракторов, поставленных по мобилизации из народного хозяйства. Многие из них требуют среднего и капитального ремонта. Военкоматы, как видно, считали своей задачей только принять машины, не считаясь с их техническим состоянием, чем нарушили приказы и постановления, требующие приема только исправных машин.
Охрана принятых машин организована плохо, машины ржавеют, детали с них растаскиваются, резина спущена, свечи на многих моторах сняты и отверстия не закрыты. По существу машины гибнут на глазах у руководителей, которые приняли эти машины; никаких мер по приведению их в порядок и использованию по прямому назначению не принимается как со стороны военкоматов, так и со стороны военных советов округов.
Для устранения указанных недочетов приказываю:
Военным советам округов:
1. Немедленно взять на учет все поставленные по мобилизации из народного хозяйства и находящиеся на территории округа автомашины и тракторы, установив по актам их техническое состояние.
2. Организовать ремонт с расчетом отремонтировать все машины и тракторы до 25 сентября 1941 года.
3. Назначить лиц, персонально отвечающих за приведение машин и тракторов в порядок на всех сборных пунктах, где таковые имеются.
4. Не допускать в дальнейшем приема машин по поставкам из народного хозяйства, требующих средних и капитальных ремонтов.
5. Привлечь к ответственности лиц, виновных в приеме машин и тракторов, непригодных к эксплуатации в армейских условиях, и допустивших порчу и растаскивание принятых машин.
Для ремонта машин и тракторов разрешаю закупить за наличный расчет запасные части и материалы и расходовать имеющиеся на окружных складах.
Отремонтированные машины и тракторы использовать, в первую очередь, для обеспечения формируемых округом стрелковых дивизий и других воинских частей.
Донести мне к 15 сентября о количестве неисправных машин и тракторов и о принятых мерах по их ремонту и к 30 сентября о количестве отремонтированных машин и тракторов, и где они использованы.
Зам. Народного комиссара обороны Союза ССР генерал-лейтенант танковых войск ФЕДОРЕНКО

ЦАМО РФ, ф. 2, оп. 795437, д. 4, л. 154


на фото брошенная техника в р-не Волковыск, лето 1941 года.


брошенная автомобильная техника одного из самых крупных соединений Красной армии, 6-го механизированного корпуса.

promo andrey_19_73 february 19, 16:01 9
Buy for 10 tokens
Укрепленные районы (УРы) начали строить еще в начале 30-х годов прошлого столетия. Основным мотивом для их строительства стала возрастающая напряженность на советско-китайской границе. Подтверждением тому стал военный конфликт между СССР и Китаем в 1929 году. Впоследствии в Забайкалье возвели два…