?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Операция "Деньжата"

Операция "Деньжата" (анг.- Operation Moolah) была проведена под руководством Объединенного комитета начальников штабов армии США на заключительном этапе Корейской войны 1951-1953 годов. Цель операции: заполучить советский истребитель МИГ-15, находящийся в исправном состоянии.

По словам руководителя операции, командующего объединенными силами ООН генерала Марка У. Кларка, идея операции принадлежала одному американскому журналисту. Тот предложил выплачивать денежное вознаграждение пилотам северокорейских ВВС, которые дезертировали бы из армии Северной Кореи со своими самолетами.


Марк У. Кларк.

План операции был утвержден 20 марта 1953 года. Он предусматривал выплату каждому северокорейскому пилоту по 50 тыс. долларов за самолет; первый же должен был получить 100 тыс. долларов. 26 апреля начались первые переговоры с северокорейским командованием. А операцию "Деньжата" начали проводить на следующий день; она совпала с началом операции по обмену пленными.
В ночь 26 апреля из штаб-квартиры объединенных сил начинается радиовещание с предложением к летному составу переходить на сторону сил ООН. В эту же ночь два бомбардировщика Б-29 сбросили более миллиона листовок с аналогичным предложением. Учитывая, что состав военно-воздушных сил КНДР состоял из советских, китайских и непосредственно корейских пилотов, то и листовки были отпечатаны на трех языках: русском, китайском и корейском. Впоследствии было сброшено еще более полумиллиона листовок над северокорейскими аэродромами.


листовка, с предложением перейти на сторону объединенных сил на русском языке.


обратная сторона листовки.

Сама операция подверглась критике в западных странах. Многие политики считали, что платить деньги за дезертирство подло, пилот должен сделать выбор между свободой и коммунизмом сам, из идеологических побуждений. Одна британская католическая газета даже назвала этот план "плачевным бизнесом". Эту операцию даже покритиковал У. Черчилль.
Однако генерал Кларк верил в успех операции. Он считал, что и время для ее проведения выбрано правильно; это бы заставило северокорейцев быть более сговорчивыми. Так же, после того как листовки были сброшены, резко упала активность ВВС КНДР. Кларк связывал это с началом жесткой "партийно-политической" работы по выявлению неблагонадежных в летных частях КНДР.

В итоге операция принесла успех. Уже после окончания боевых действий, 21 сентября 1953 года над южнокорейской авиабазой Кимпо появился МИГ-15 с бортовым номером 2057. Он помахал крыльями и запросил посадку. После приземления из самолета вылез северокорейский лейтенант, которого звали Не Кум Сок. По воспоминаниям персонала авиабазы, он сдал свой пистолет первому американскому офицеру и порвал портрет северокорейского лидера Ким Ир Сена, который находился в кабине самолета. Впоследствии выяснилось, что Не Кум Сок воевал с самого начала войны, на его счету было около сотни боевых вылетов, несколько раз он подвергался атакам американских истребителей. При этом он так и не сбил ни одного самолета. Лейтенант также имел несколько боевых наград.


лейтенант Не Кум Сок сразу после приземления на авиабазе Кимпо.

Впоследствии северокорейский пилот утверждал, что при побеге не думал о вознаграждении. В детстве он учился в католическом приходе и не верил коммунистам. Хотя премию, в некотором денежном эквиваленте, Не Кум Сок впоследствии вроде получил.


Не Кум Сок на южнокорейской авиабазе Кимпо.

Впоследствии Не Кум Сок попал в США. Там он сменил свое имя на Кеннет Роу и поступил в университет в Дэлавере. По окончании университета он получил степень бакалавра. Работал в компаниях "Боинг", "Дженерал электрик" и др.
МИГ-15 был перевезен на авиабазу в Райт-Паттерсон, штат Огайо. Там его подвергли летным испытаниям. При тестировании было выявлено несколько любопытных фактов, одним из которых было то, что самолет был оснащен точной копией английского двигателя. Впоследствии самолет предложили вернуть в СССР, однако советское руководство его не приняло, ведь официально СССР не участвовал в войне. МИГ-15 был передан в музей ВВС США в Дейтоне, штат Огайо.


МИГ-15 северокорейских ВВС после приземления на южнокорейской авиабазе Кимпо. 21 сентября 1953 года.
promo andrey_19_73 february 19, 16:01 9
Buy for 10 tokens
Укрепленные районы (УРы) начали строить еще в начале 30-х годов прошлого столетия. Основным мотивом для их строительства стала возрастающая напряженность на советско-китайской границе. Подтверждением тому стал военный конфликт между СССР и Китаем в 1929 году. Впоследствии в Забайкалье возвели два…

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
aluna81
Jun. 7th, 2017 10:16 pm (UTC)
+
livejournal
Jun. 8th, 2017 01:21 am (UTC)
Операция "Деньжата"
Пользователь sibnarkomat сослался на вашу запись в своей записи «Операция "Деньжата"» в контексте: [...] нал взят у в Операция "Деньжата" [...]
livejournal
Jun. 8th, 2017 02:29 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
uppsss
Jun. 8th, 2017 03:06 am (UTC)
Да вроде как что в МИГ 15 стояла копия двигателя Ролс, это не секрет было. Даже иски подавались, о незаконном копировании. Попозже, правда.
andrey_19_73
Jun. 8th, 2017 05:00 am (UTC)
Вероятно это и стало поводом к подаче иска?
val8279
Jun. 8th, 2017 11:03 am (UTC)
Из рецензии Макса Хастингса (Max Hastings) "Наша битва с Британией" на книгу американского исследователя Джеффри Энгеля (Jeffrey A. Engel) "Холодная война на высоте 30000 футов. Война между Англией и Америкой за господство в воздухе": "Первый спор имел место в 1946 г., когда Советское правительство запросило лицензии на производство британских реактивных двигателей и вскоре после этого покупку образцов самолётов «Метеор» и «Вампир». «Мы надеемся, «Роллс-Ройс», производитель двигателей обоих типов, писал в правительство, « что политика не помешает нам выполнить этот заказ!» Сначала, правительство было действительно негативно настроено. Во время, когда RAF (королевский воздушные силы) ещё летают на поршневых самолётах, Министр ВВС был шокирован предположением, что может найти свои эскадрильи, ведущими воздушный бой с русскими реактивными самолётами, построенными на передовых британских технологиях.

Но левый президент торговой палаты Стаффорд Крипсс, политик, ошибавшийся почти всегда, страстно лоббировал продажу Советам всего, чего они захотят. «Это поле, на котором мы впереди всего мира и на котором мы можем ожидать очень выгодного экспорта», писал он,- «Если мы сдержим его, то разве мы не помешаем фирмам, чьи исследования дают столь замечательные результаты?» Премьер-министр Клемент Эттли решил компромиссно, одобрил продажу двигателей, но не самолётов. Он написал в 26 сентября 1946 г.: «Я не вижу оснований для отказа в поставке (двигетелей) в СССР, так как поскольку отказ будет только причиной беспокойства и подозрений».

Примерно 85 двигателей Нин и Дервент Роллс-Ройс были отправлены Советам. Британский военно-воздушный атташе в Вашингтоне телеграфировал в Лондон, о негодовании в военных кругах США. Британия в ответ сослалась на экономическое состояние, «которое плачевное и стало похоже на положение во Франции»…
uppsss
Jun. 8th, 2017 11:12 am (UTC)
В 1958 году во время визита в Пекин Whitney Straight, позже председатель совета директоров Роллс-Ройс, обнаружил, что этот двигатель был скопирован, сначала под обозначением РД-45, а затем, после некоторой доработки, выпускался под обозначением ВК-1. Поскольку двигатель был скопирован без лицензии, позже компания Роллс-Ройс попыталась взыскать примерно 200 миллионов фунтов стерлингов лицензионных сборов, однако без успеха.
military_museum
Jun. 8th, 2017 11:37 am (UTC)
Спасибо, интересно. На МиГ-15 действительно устанавливались копии английских Rolls-Royce Nene. Англичане сами продали их партию в СССР, но разрешения на копироване не давали. Взыскать же с СССР лицензионные отчисления они так и не смогли :)
Более-менее точная копия Rolls-Royce Nene называлась в СССР РД-45, а последующий доработанный вариант - ВК-1.
andrey_19_73
Jun. 8th, 2017 02:40 pm (UTC)
Спасибо за пояснение.
Одно ясно, у буржуев все тырили...))
military_museum
Jun. 9th, 2017 06:28 am (UTC)
Всё-не всё, но что смогли - тащили :)
livejournal
Jun. 8th, 2017 12:04 pm (UTC)
Your entry Операция "Деньжата" was reposted at LiveJournal Media - Операция "Деньжата"
kaplyadobra
Jun. 8th, 2017 02:04 pm (UTC)
Вот как какое говно найдут про СССР, так тут же его в рекомендованное внизу пихают. Алё, редакция, вкусная пачка печенья с бочкой варенья?
livejournal
Jun. 8th, 2017 05:00 pm (UTC)
Операция "Деньжата"
Пользователь obvaldefoltovi4 сослался на вашу запись в своей записи «Операция "Деньжата"» в контексте: [...] нал взят у в Операция "Деньжата" [...]
livejournal
Jun. 13th, 2017 01:13 pm (UTC)
Операция "Деньжата"
Пользователь karhu53 сослался на вашу запись в своей записи «Операция "Деньжата"» в контексте: [...] нал взят у в Операция "Деньжата" [...]
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

andrey_19_73
Хроники "Вьетнамских комсомольцев"

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars