?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рейд на Плоешти.

Вторая мировая война стала войной моторов. Особенно актуально это звучало для нацистской Германии, где собственно не было своих запасов топлива. Германские моторы очень сильно зависели от нефти, которой в той же Германии не было. Синтетическое топливо не решало проблемы, вдобавок ко всему его было очень мало. Нефть для нацистов была в Румынии.
С началом войны с СССР германская армия лишилась поставок нефтепродуктов от бывшего соратника по борьбе, товарища Сталина. Оставались лишь богатые месторождения нефти в Румынии, в районе города Плоешти.

Первыми удар по румынским нефтяным полям нанесли советские бомбардировщики. 25 июня 1941 года 17 самолетов 21 дбап (дальнебомбардировочного авиаполка) нанесли удар по нефтехранилищам. В последующем советские самолеты еще несколько раз атаковали нефтяные объекты, особенно мощным был налет, осуществленный 13 июля силами 5-й эскадрильи 40-го бомбардировочного полка Краснознаменного Черноморского флота. Возглавлял эскадрилью капитан Александр Пехувич Цурцумия.
Командовал же полком Н.А. Остряков, герой обороны Севастополя.


А.П. Цурцумия

Впоследствии, в связи с быстрым продвижением немецких и союзных им войск, советскому командованию про Румынию пришлось забыть. Про нее вспомнили наши союзники: американцы начали тревожить нацистское нефтяное богатство в 1943 году. Причем тревожить серьезно.

В мае 1942 года была создана бомбардировочная авиагруппа в составе ВВС США. Командовал ей полковник Харри Халверсон, сама же группа получила название HALPRO (Халверсон проект). 13 бомбардировщиков В-24 "Либерейтор" в ночь с 11 на 12 июня 1942 года, взлетев с аэродрома в Египте дошли до Плоешти, где сбросили свои бомбы. Однако удар не достиг той цели, которой ожидалось. Был уничтожен только один нефтяной резервуар. Из самолетов, вылетевших на выполнение задачи, 9 приземлились на аэродромах в Сирии и Ираке, 4 самолета приземлились в Турции. Сама же миссия Халверсона напоминала рейд полковника Дулиттла, бомбившего Японию, самолеты которого были отправлены в один конец.


полковник Х. Халверсон (справа).

В январе 1943 года на конференции союзников в Касабланке было принято решение, которое заключалось в нанесении ударов и расстройстве инфраструктуры Германии. Тогда же было решено нанести мощный удар по нефтеперерабатывающему комплексу в Плоешти, причем очень мощный удар. Действовать, для достижения наибольшего эффекта, было предложено с малой высоты. Для выполнения задачи было решено привлечь все тот же самолет, В-24 "Либерейтор". Сама же операция получила название "Приливная волна". Для начала бомбардировке подверглись железнодорожные узлы в Румынии, в апреле 1943 года. Ну а самый главный налет на нефтяные заводы был запланирован на конец лета. Для его проведения были переброшены из Британии в Ливию 44-я, 93-я, 98, 376 и 389-я бомбардировочные авиагруппы. Для тренировки пилотов в североафриканской пустыне был установлен макет объекта (его просто разметили на пустынной площади и частью собрали из ящиков и бочек), на котором экипажи тренировали точность бомбометания.


Инструктаж американских пилотов перед вылетом на Плоешти.

Немецкое командование также не дремало. К объекту стянули более 30 зенитных батарей (88-мм), более 200 батарей мелкого калибра. Объект также охраняло более 70 аэростатов, также был задействован и румынский бронепоезд ПВО. Само же небо прикрывали 12 истребительных эскадрилий ВВС Германии и Румынии, из которых три были ночными.

Самый же мощный налет на Плоешти случился 1 августа 1943 года. Сама же операция изначально пошла наперекосяк. При взлете потерпело крушение несколько самолетов. Самолет флагманского штурмана потерпел крушение прямо над Средиземным морем. Из-за этого был неправильно выбран разворот самолетов на объект. Но это сыграло и свою положительную роль, немецкие радиолокационные станции в Греции, после того как засекли группу самолетов, ошиблись в конечной их точке. Немецкое командование ошибочно решило, что цель налета - Бухарест. Именно туда и были направлены основные силу немецко-румынской авиации.

Американцы же ошибку свою исправили при помощи молодого штурмана другого бомбардировщика. Первыми же к Плоешти подошло 26 "Либерейторов" 93-й авиагруппы. Немецкие зенитчики не дремали. Машина командира группы была повреждена, но несмотря на это 21 бомбардировщик вышел на цель. Высота полета была очень низкой, случалось что поврежденные самолеты пытались набрать высоту, чтобы члены экипажа могли бы прыгать с парашютом. Тем не менее уцелевшие самолеты смогли сбросить свой смертоносный груз. Вторая группа из состава 376 авиагруппы прошла более удачно, потеряв лишь один самолет. Но настоящая драма случилась после выхода на цель самолетов 44 и 98-й групп. Стоит отметить, что они в отличие от самолетов первой волны, вышли на цель правильно. Всего в группе было 36 В-24. Самолеты заходили очень низко, в воздухе и на земле разгорелась настоящая дуэль между стрелками "Либерейторов" и немецко-румынскими зенитчиками. Сами же самолеты шли очень низко, при этом даже "перепрыгивая" линии электропередач. Впоследствии немцы отмечали очень хорошую подготовку американских пилотов.




В-24 над нефтяными заводами Плоешти. 1 августа 1944 года.

В конце шли 36 самолетов 389-й группы. Эта группа была самой малоопытной. Один из сбитых из состава этой группы самолетов врезался в мост, но при этом два члена экипажа выжили и попали в плен. Ну и в заключении, когда "Либерейторы" начали отходить от объекта, они были атакованы немецкими и румынскими истребителями. Но учитывая изначальную общую ошибку, немецкое командование не смогло задействовать большого количества авиации.

Из 179 бомбардировщиков В-24, взлетевших с ливийского аэродрома, было потеряно 54. Часть самолетов смогла дотянуть до Сирии и Ирака, часть приземлилась в Турции. Всего погибло же в этот день 310 членов экипажей американских бомбардировщиков. Еще около 200 попало в плен.

Ну а сам налет на румынские нефтяные заводы, в итоге не привел к их остановке. Напротив, через две недели все было восстановлено, при этом количество добываемой и перерабатываемой нефти было даже увеличено. Ровно через год, в августе 1944 года режим пронацистского кондукатора Румынии Й. Антонеску был окончательно свергнут. Этому способствовало развивающееся наступление Красной армии. И именно тогда пришел окончательный конец потреблению нацистами румынской нефти. А впоследствии и войне.


Поврежденный В-24 "Либерейтор" после налета на Плоешти, на аэродроме в Ливии.
promo andrey_19_73 february 19, 2017 16:01 16
Buy for 10 tokens
Укрепленные районы (УРы) начали строить еще в начале 30-х годов прошлого столетия. Основным мотивом для их строительства стала возрастающая напряженность на советско-китайской границе. Подтверждением тому стал военный конфликт между СССР и Китаем в 1929 году. Впоследствии в Забайкалье возвели два…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
military_museum
Jul. 26th, 2018 11:25 am (UTC)
Спасибо, интересно!
andrey_19_73
Jul. 27th, 2018 03:16 pm (UTC)
Читайте, всегда пожалуйста. Все для Вас!...))
military_museum
Jul. 28th, 2018 06:39 pm (UTC)
)))
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

andrey_19_73
Хроники "Вьетнамских комсомольцев"

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars